ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ
Взаимодействие дошкольного учреждения с семьёй
План
- Этапы работы с родителями
- Принципы взаимодействия детского сада и семьи
- Условия оптимизации взаимодействия детского сада и семьи
- Формы работы детского сада с семьей
- Методы работы детского сада с семьей
Этапы работы с родителями
Первый этап работы с родителями - моделирование общения на предстоящую деятельность. Главная цель подготовки воспитателя к работе с родителями должна заключаться в совершенствовании социально-психологической культуры педагога-«дошкольника» и, в частности, развитии коммуникативных умений воспитателей, необходимых ему для педагогического общения как с родителями, так с детьми и коллегами
Второй этап - установление между воспитателями и родителями доброжелательных межличностных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество. На этом этапе необходимо заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними проводить.
Третий этап - формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний о ребенке, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них. Это может быть такая информация о малыше, как: особенности общения ребенка со сверстниками, достижения его в продуктивных видах деятельности, данные социометрического исследования группы (но только если статус благоприятный), восприятие детьми семейной ситуации развития, отношение ребенка к труду в семье (анализ рисунка на тему «Как я помогаю дома маме» и опроса детей) и т.
Четвертый этап - ознакомление воспитателя с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе воспитатели вступают в диалог с родителями, в котором активная роль уже принадлежит родителям. 3десь необходимо пояснить, данный этап является четвертым, а не первый (что казалось бы на первый взгляд, логичнее) не случайно. Только после первых трех этапов у родителей на основе достигнутой доверительности и доброжелательности в общении с воспитателем возникает потребность поделиться о проявлениях индивидуальности ребенка дома.
Пятый этап - совместное с родителями исследование и формирование личности ребенка. На данном этапе планируется конкретное содержание работы с родителями и выбираются формы сотрудничества специфичные для каждой возрастной группы (с учетом возможностей и индивидуальных особенностей каждого воспитателя).
Принципы взаимодействия детского сада и семьи
Работа с родителями результативна, если строится поэтапно, исходя из таких принципов, как:
- доверительность отношений - этот принцип предполагает обеспечение веры родителей в профессиональную компетентность, тактичность и доброжелательность воспитателя, его умение понять и помочь решить проблемы семейного воспитания;
- личностная заинтересованность родителей - определяя этот принцип мы исходим из постулата педагогической деятельности, согласно которому «никого ничему нельзя заставить научиться, человек должен сам захотеть именно этому и именно у меня научиться», т.е. в своем педагогическом образовании (просвещении) родители должны увидеть личностный смысл, который поможет им правильно строить общение и совместную деятельность с ребенком, сделать педагогическую позицию адекватной, гибкой, подвижной ипрогностичной;
- подход к родителям не как к объектам воспитания, а как к активным субъектам процесса взаимодействия - во-первых, определяя содержание, формы работы с родителями, необходимо исходить из того факта, что именно последние для нас являются социальными заказчиками, во-вторых, они для нас не ученики, а партнеры, и мы им помогаем, а не учим воспитывать их собственных детей и то, что мы им предлагаем должно быть интересно и полезно;
- утверждение их самоценности - только уважающие себя родители могут воспитать здоровую и свободную личность - этот принцип, во-первых, предполагает проявление предельного уважения к каждому родителю, признание его индивидуальности и неповторимости, права на ошибки и заблуждения, во-вторых, отказ от судейской позиции по отношению к ним, оказание им поддержки; в-третьих, создание условий, при которых родители смогут наиболее максимально и плодотворно проявить свои положительные качества и способности;
- эмансипация родителей - этот принцип предполагает, во-первых, освобождение родителей от прежних взглядов, установок на воспитание и самого ребенка как на несмышленого малыша, которому надо постоянно подсказывать помогать, поведением которого надо руководить, во-вторых, пробуждение их желания лучше познать самих себя, что в. конечном итоге поможет им лучше понять своих детей.